Первые недели года не принесли оптимизма по поводу новой системы сбора и захоронения отходов. Напомним, что всю систему теперь регулирует региональный оператор – ООО «ЭкоСтройРесурс», который должен действовать в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Тариф при введении этой системы существенно вырос, но вот качество услуги пока нельзя назвать идеальным.
Жалобы идут в основном из крупных городов: Самары, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевска, хотя и в сельских районах хватает проблем. Контейнеры, заполненные мусором, простаивают по полдня у подъездов и на контейнерных площадок. А иногда и по нескольку дней. Почему? Ведь количество мусоровозов, свалок и мусоросортировок не уменьшилось, почему же их не хватает, как раньше?
На правдоподобную версию, объясняющую происходящее, «ЭкоВолгу» натолкнул один факт, который сообщил нам один из читателей портала, приславший на почту для обратной связи вот этот снимок.
В пояснении анонимный респондент указал, что он работает в одной из транспортных компаний города, которая занимается вывозом бытовых отходов. На снимке – очередь на мусоросортировочную станцию «ЭкоРесурсПоволжье» (входит в группу «Эковоз») в Тольятти. «Мы по три-четыре часа стоим в очереди на эту мусоросортировку!» – возмущается водитель. – «С нового года все мусоровозы Тольятти едут сюда, и сортировка не справляется с потоком. Вся станция завалена мусором, и его уже некуда принимать!» По его словам, эта очередь возникла сразу после нового года, когда вступили в силу новые правила обращения с отходами. Без сомнения, такая ситуация сказывается и на качестве сортировки отходов, и на работе мусоровозов, которые вынуждены по несколько часов в день тратить на бессмысленное стояние в очереди.
Чтобы разобраться в причинах «ЭкоВолге» пришлось вникнуть в нюансы территориальной схемы обращения с отходами, которая вступила в силу с 1 января. Выяснилось, что в Тольятти кроме «ЭкоРесурсПоволжья» есть еще одна мусоросортировочная станция – «ЭкоРециклингГруп». Группа «Эковоз» по терсхеме вывозит отходы почти со всего Тольятти и со всего Ставропольского района (оператор ООО «СпецАвтоТранс»). В соответствии с утвержденной схемой, «Эковоз» должен разделять мусорные потоки между двумя сортировками, но он, если верить нашему читателю, этого не делает и везет весь мусор на подконтрольную «ЭкоРесурсПоволжье».
Получить комментарии у директоров обеих сортировок не удалось, но если нарушения терсхемы действительно имеют место, то это может иметь не самые хорошие последствия для регионального оператора. Ведь, согласно договору, он должен действовать в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, а нарушения этого пункта могут стать причиной для разрыва этого договора.
Для возможного саботажа у «Эковоза» есть две причины. Во-первых, финансовые средства ему выплачивает регоператор по количеству фактически принятого мусора. Чем больше принял мусора, тем больше денег заработал. Так зачем же делиться доходом с конкурентами? А во-вторых, группа депутата губдумы Дениса Волкова имеет веские причины желать расторжения действующего контракта с «ЭкоСтройРесурсом». Ведь именно «Эковоз» был претендентом на роль регионального оператора, но проиграл торги. Может, происходящее – есть сознательный саботаж, за которым скрывается попытка реванша?
Нужно также учитывать, что в результате мусорной реформы, «Эковоз» потерял солидный кусок мусорного рынка. В частности, Денис Волков в интервью блогу «Самарский край» признается, что если до реформы его группа имела 35% всего рынка экологических услуг в Самарской области, то после начала работы терсхемы осталось лишь 25% от регионального «мусорного» пирога. Так что у г-на Волкова есть причины для того, чтобы развернуть тайную войну против действующего регоператора.
Не исключено, что подобный бардак управляемый или не управляемый идет и в других городах. “ЭкоВолга” с благодарностью примет сигналы о нарушениях терсхемы из Самары и Сызрани. Сообщения можно писать в форму обратной связи или на почту detali-2016@yandex.ru