Как-то тихо и буднично завершилась вырубка части ягодинского бора под строительство трассы к Климовскому мосту через Волгу. Сейчас коридор сквозь лес строителями уже пробит. Начаты были эти работы, очевидно, еще в начале декабря, а завершены к середине января. Даже пни уже успели выкорчевать, и сейчас идет подготовка к прокладке дорожного полотна.
Сколько столетнего соснового леса вырубили ради весьма сомнительного проекта, точно неизвестно. Минлесхоз в начале года сообщал, что под топор попадет 54 гектара, правительство Самарской области докладывало о предстоящей ликвидации 15 гектаров, работники ягодинского лесничества оценивали площадь вырубки в 60 гектаров, а кадастровая карта говорит, что площадь участка, отведенного под строительство трассы через «зеленку» составит 42 гектара. Заведомо ложную информацию регионального правительства о 15 гектарах вырубки можно сразу из расчетов выбросить, и получить среднее арифметическое – около 50 гектаров. Это относительно немного, но печальнее, что трассой от основного массива леса отсечен небольшой участок в 150-200 гектаров, который неизменно погибнет со временем. Есть в экологии такое понятие – островной эффект: часть «зеленого массива» по каким-то причинам изолированная от основной экосистемы, неизменно начинает деградировать. И этот лесной островок со временем сожрет трасса и дачные поселки, которые будут построены вокруг.
Движение сопротивления было: и петиции, и письма, и группы в соцсетях, но все же это это сопротивление оказалось сравнительно хилым. Под петицией в защиту ягодинского бора на change.org поставили подписи лишь около 3000 человек. Два года назад, когда ставился вопрос о строительстве дороги через тольяттинский лес, общественность выступила гораздо мощнее. Тот лес был ближе гораздо большему числу людей, а с другой стороны, в случае с ягодинским бором и противодействующая сила была гораздо мощнее. Из-за кучки экоактивистов маршрут многомиллиардного транспортного проекта никто менять бы не стал. К тому же активисты, судя по публикациям в соцсетях, хватились уже тогда, когда вырубка была практически завершена. Все произошло быстро: те лесорубы, с которыми мне удалось поговорить, толи в шутку, толи всерьез говорят, что работали по ночам.
Ну что ж, наш регион смирился с тем, что ему отрезали еще немного легких. Ведь именно лес сдерживает химическое загрязнение воздуха, от которого мы в последнее время так все страдаем: пример Тольятти, потерявшего свой сосновый бор, и теперь задыхающегося от химии, красноречиво об это свидетельствует. Опять убили кусочек природы ради перспектив экономического роста, надежд на то, что «международный транспортный поток» принесет в загибающийся Тольятти немного денег. Хотя никакой он не международный и ничего, кроме выхлопных газов он, конечно, сюда не принесет.
p.s. А между тем, на противоположном берегу Волги уже вбивают первую опору моста. Полагаю, это происходит в устье памятника природы регионального значения “Гурьев овраг”. И да, жители Тольятти, если увидите, что вода из кранов помутнела от той дряни, которую подняли с волжского дна, мостостроители, то не говорите, что вас не предупреждали. Вас предупреждали, но вы поддерживали этот проект.