Российское общественное движение «Зеленая лига» направило письмо в Минстрой, природоохранную прокуратуру и Росприроднадзор с просьбой предоставить результаты экологической экспертизы моста через Волгу в селе Климовка, строительство которого планируется начать в текущем году. Мост должен снизить интенсивность движения на трассе М-5 на отрезке от Сызрани до Тольятти и, в частности, транспортную нагрузку на плотину Жигулевской ГЭС. Однако при его строительстве будет вырублено по меньшей мере 42 га леса, для строительства подъездных путей, разрушены другие природные объекты.
«Природоохранная и научная общественность уверена, что этот проект повлечет тяжелые и необратимые экологические последствия, – пишут в своем письме участники «Зеленой лиги». – В первую очередь нужно отметить, что предполагаемый новый участок трассы должен пройти через территории Шигонского и Сызранского районов, которые имеют очень высокую природоохранную ценность… В их числе, в частности, уникальные меловые субстраты, сохранившиеся неизменными с палеогенового периода (более 20 миллионов лет). На них сформировались и сохраняются с тех пор редкие и ценные сообщества степей, лесов, лугов и кустарников. Таких участков в России немного, и они состоят на строгом учете. Научное значение их флоры и фауны очень велико, в частности именно на их основе развивались теории флорогенеза в отечественной и европейской биологии XIX-го века. Велико и природоохранное значение: это средоточие массы видов растений и животных, включенных в Красную Книгу Российской Федерации, а также в Красную Книгу Самарской области. Поэтому на прибрежной части Шигонского района (в районе сел Климовки и Левашовки) еще в советское время было запланировано создание филиала Жигулевского государственного заповедника. К сожалению, по причине тяжелой ситуации в стране это не смогло состояться».
Авторы письма считают, что проект «не идеален и с логистической точки зрения». По их мнению, строительство моста в районе Октябрьска, где уже есть железнодорожный переход через Волгу в сочетании с реконструкцией уже имеющейся трассы, было бы лучшей альтернативой. Это не нанесло бы существенного экологического вреда региону и одновременно позволило бы «не просто увеличить пропускную способность, а “закольцевать” транспортную инфраструктуру в агломерации, сделать ее более удобной и логистической».
Экологи указывают, что мост в Октябрьске, в отличие от «климовского» варианта, заметно сократил бы расстояние на маршруте из Казахстана в Москву, и далее в Европу, разбил бы транспортный поток на трассе М-5 «Урал» надвое и заметно сократил бы тем самым транспортную нагрузку на плотину Жигулевской ГЭС. Также мост в Октябрьске сделал бы более выгодным движение для транзитного транспортного потока из Европы в Китай, который, по данным «Зеленой лиги» сейчас в значительной степени использует саратовский мост через Волгу. Переместив этот транспортный поток в самарский регион, власти могли бы достичь и экономического эффекта для области.
Кроме того, «Зеленая лига» считает, что октябрьский вариант трассы позволил бы бюджету сэкономить на изъятии земель, так как трасса прошла бы в зоне отчуждения железнодорожной нитки. «Это район с уже имеющейся промышленной инфраструктурой, в которую новая дорога войдет без шоковых для природы последствий, – констатируют экологи. – Там нет настолько ценных природных участков».
Мнение коллег поддержал и глава института экологии Волжского бассейна Сергей Саксонов, с которым удалось побеседовать «ЭкоВолге63». Ему известно о том, что положительное заключение экологической экспертизы проект уже получил, но кто делал эту экспертизу ему неизвестно. Также туманна история с проведением публичных слушаний по этому проекту. Институт экологии Волжского бассейна не был поставлен в известность об их проведении, и его сотрудникам до сих пор неизвестно, где эти слушания проводились, и кто на них присутствовал. Более подробно мнение Сергея Саксонова на эту тему и по поводу других экологических проблем региона мы изложим в ближайшее время.