Подвели итоги проверки

Предприятиям придется вложиться в экологию

С 1 января 2019 года работающие в Самарской области промышленные предприятия должны начать применение в своем производстве так называемых экологически наилучших доступных технологий (НДТ). На практике это означает резкое ужесточение требований к гигантам индустрии по экологической линии. Необходимость этого в своем Послании подчеркнул Президент России Владимир Путин. Сроки применения НДТ ранее уже переносились, но теперь, заявил президент, больше никаких переносов ждать не стоит. Соответственно, предприятиям предстоит формировать переход на новые стандарты работы, а чиновникам – обеспечить появление конкретизирующих этот процесс подзаконных актов и методик, полагает газета «Самарское обозрение».

Переходу на наилучшие доступные технологии (НДТ) отводится роль новой ступени для российской промышленности на пути к повышению экологической ответственности и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Регулирует этот процесс новая редакция Федерального закона «Об охране окружающей среды», поправки в который приняты в декабре 2017 года. В соответствии с документом, с 1 января 2019 года ужесточаются экологические требования к организациям, оказывающим значительное влияние на окружающую среду. Одним из главных изменений станет замена пакета экологических разрешений (включает согласования по выбросам, размещениям отходов, объемам и качеству стоков и т.д.) на так называемое комплексное экологическое разрешение (КЭР) Росприроднадзора. Вторым требованием ФЗ об охране среды станет обязательная установка с нового года такими предприятиями систем учета выбросов вредных веществ в атмосферу. Переход на автоматизированный учет будет являться обязательной составляющей заявки промышленников на получение КЭР. По оценке авторов проекта, реализация данного законопроекта должна обеспечить не только достоверную информацию о степени воздействия тех или иных предприятий на окружающую среду, но и собственно снижение уровня этого воздействия за счет выполнения экологических требований.

Повсеместное внедрение поправок в ФЗ «Об охране окружающей среды» первоначально намечалось на начало 2018 года. Однако реальная оценка фактических возможностей его реализации привела к смещению «часа Х» на январь 2019 года. Ситуация требовала полной перезагрузки российской промышленности, что уже тогда обещало обернуться колоссальными затратами. Еще в 2014 году затраты на оснащение всех российских предприятий системами учета выбросов оценивались в 3-4 триллиона рублей, что в условиях кризиса в российской экономике было и остается достаточно тяжелой нагрузкой на бизнес. Тем не менее 2019 год окончательно обозначен последним рубежом — переносов больше не будет. Об этом 1 марта 2018 года в своем Послании Федеральному собранию объявил Президент РФ Владимир Путин. «Для сбережения здоровья людей усилий только лишь медицины будет недостаточно. На всей территории России мы должны обеспечить высокие стандарты экологического благополучия. Мы ужесточили экологические требования к предприятиям, что, безусловно, снизит промышленные выбросы… Мы много раз «подходили к этому снаряду», и представители промышленности все время ссылались на трудности, с которыми они сталкиваются. Все, дальше отступать уже некуда. Хочу, чтобы все знали: никаких переносов больше не будет», — заявил в ходе оглашения послания президент.

Воплощение требований главы государства в жизнь будет производиться не одномоментно: на первом этапе оно коснется только предприятий 1 категории — тех, которые, по оценкам Росприроднадзора, оказывают значительное влияние на окружающую среду. Список, делящий предприятия на такие категории, утвержден приказом Минприроды РФ в апреле 2016 года. Всего в него вошли 300 предприятий, обеспечивающих не менее 60% суммарных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в РФ. Эти предприятия будут обязаны подавать заявку на КЭР с 1 января 2019 года. Все остальные обязаны присоединиться к требованиям экологического ФЗ с 2021 года.

Пул из 300 предприятий 1 категории с 1 января 2019 года фактически поднимет флаг первопроходцев: именно на них обкатают переход на НДТ. В Самарской области в «расстрельный» список редакции 2016 года вошло не так много структур, как можно было того ожидать с учетом наличия в регионе достаточного количества крупных НПЗ и химических заводов. Это два из трех НПЗ «Роснефти» «самарского куста» — Куйбышевский и Новокуйбышевский, одно нефтедобывающее предприятие – АО «Самаранефтегаз», одно химическое — ПАО «Куйбышев­Азот» — и три региональных комплекса очистных сооружений — г. Тольятти, Самары и Новокуйбышевска. Представители таких предприятий утверждают, что все необходимые действия осуществляются ими в рамках утвержденного графика. «Работа по составлению информационно-технических справочников по НДТ, на основе которых в самом ближайшем будущем будут оцениваться применяющиеся на заводах технологии, ведется в РФ с 2014 г. Это довольно сложный вопрос, так как необходимо выдержать баланс между определением лучших с точки зрения соблюдения экологических требований технологий и одновременно экономически целесообразных для внедрения. «КуйбышевАзот» все это время участвует в работе многих отраслевых комиссий, поэтому в курсе всех возможных нововведений», — сообщила «СО» начальник управления информации «КуАза» Елена Косова. По ее словам, «Куйбышев­Азот» проводит активную инвестиционную политику с 2000 года, поступательно модернизирует действующее оборудование и строит новые производства с использованием прогрессивных технологий, которые качественно отличаются по уровню ресурсопотребления, безопасности и экологичности. С 2000 года «КуАз» направил на развитие производства более 68 млрд руб., из них 35 млрд рублей — за последние 4 года. «В результате практически все производства уже сейчас соответствуют НДТ, есть и такие, которые не имеют аналогов в России», — говорит Косова. Кроме того, по ее словам, реализуются отдельные программы по снижению воздействия на окружающую среду и природоохранные проекты. В итоге за последние 17 лет при росте объемов производимой продукции в 2 раза на «КуйбышевАзоте» фиксируется снижение химзагрязненных стоков в 2,8 раза, удельных выбросов в 1,3 раза, а также снижение потребления электро- и теплоэнергии — в 1,2 раза.

В аналогичном направлении работают и НПЗ «Роснефти», на протяжении последнего десятилетия реализующие программу модернизации производственных мощностей.

На очереди за «пионерами» — остальные промышленные предприятия Самарской области, подпадающие под определение объектов 2, 3 и более низких категорий. Но даже с учетом временных попущений и несмотря на их отсутствие в списке объектов 1 категории, представители опрошенных «СО» организаций пытаются форсировать процесс уже сейчас. Так, на тольяттинской площадке холдинга «СИБУР» готовятся осуществить ряд требований уже с 2019 года. «С целью выполнения законодательного требования по оснащению источников выбросов в атмосферу автоматическими средствами измерения, вступающего в силу с 1 января 2019 года, предприятием «СИБУР Тольятти» запланирована программа по внедрению систем контроля. В настоящее время параметры мероприятий уточняются на соответствие нормативно-правовой базе, в частности, формируется перечень технических устройств, оборудования, средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов в органы государственного надзора», — сообщили «СО» в пресс-службе «СИБУР Тольятти». В настоящее время в «СИБУР Тольятти» действует программа по снижению воздействия на окружающую среду, благодаря которой индекс воздействия на окружающую среду, измеряющий соотношение объемов выбросов и отходов к выпущенной продукции, за 5 лет снизился на 25%. «С начала 2000-х годов выбросы от предприятия снизились на 13,4%», — утверждают его представители. Добиться этого, по их словам, в частности, позволили внедрение технологии бессолевой коагуляции (что снизило содержание солей в сточных водах), переход на закрытую схему слива-налива углеводородного сырья (исключение попадания веществ в атмосферу), масштабная реконструкция производства бутилкаучука и другие мероприятия. Средства на эти цели предприятие выделяет ежегодно», — подчеркнули в «СИБУР Тольятти».

В ПАО «Тольяттиазот» также отмечают готовность реализовать требования федерального центра в ближайшие несколько лет. «В бюджете ПАО «Тольяттиазот» ежегодно закладывается большой объем расходов на экологическую программу. Модернизация существующих мощностей предприятия, рассчитанная до 2022 года, включает в себя увеличение мощности действующих агрегатов, повышение надежности эксплуатации оборудования, строительство новых объектов при обеспечении снижения техногенного воздействия на окружающую среду. Проектирование всех новых объектов ведется с учетом новейших решений в области охраны окружающей среды. Так, суммарный выброс новой установки производства аммиака, строительство которой запланировано к 2020 году, составит всего 0,27% от выбросов всего предприятия. На «ТоАЗе» также постоянно совершенствуется технология очистки сточных вод. Общие инвестиции в программу модернизации составили уже более 28 млрд рублей», — сообщили «СО» на заводе. Там также подчеркнули, что показатель фактических выбросов в атмосферу с «ТоАЗа» в 2017 году составил всего 56% от разрешенного выброса веществ, возможного в рамках сохранения нормальной окружающей среды вокруг предприятия.

Эксперты «СО» утверждают, что ужесточение требований федерального законодательства к предприятиям в части экологической безопасности — не единственный фактор, побуждающий их действовать в этом направлении. «В последние 15-20 лет российские заводы стали уделять большое внимание контролю за эмиссией вредных веществ в атмосферу, чтобы не платить штрафы за нанесение вреда окружающей среде», — говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов. При этом он отмечает зависимость уровня экологической ответственности организаций от их финансовых возможностей: «Многофункциональными системами мониторинга оснащены, пожалуй, крупные и средние предприятия, тогда как на малых их, скорее всего, нет».

Но даже наличие у предприятий средств для внедрения наилучших экологических технологий не является единственным ключом к решению поставленной задачи. Эксперты сходятся во мнении: процесс перехода на них как в целом в России, так и в регионах не будет беспроблемным. Главным сдерживающим фактором может стать отсутствие проработанного механизма внедрения НДТ и конкретных методик их применения. Проблемы — в мелочах, которые начинают вскрываются при непосредственном погружении в тему. Например, говорят эксперты, это касается качества и вида выбросов. «Дело в том, что существует большой спектр систем эмиссии поллютантов (загрязнителей. — Прим. ред.), и, соответственно, понадобится на подзаконном уровне определить, какие из них на предприятиях каких отраслей промышленности должны быть установлены. А это займет время», — говорит Леонид Хазанов. По его словам, только за утверждением нормативных актов последует монтаж и ввод в эксплуатацию систем контроля выбросов вредных веществ. «Это также потребует от предприятий адекватных расходов, которые не все из них могут понести при нынешней непростой ситуации в отечественной экономике. Поэтому я не уверен, что к началу следующего года они сумеют уложиться и соответствовать новым требованиям Федерального закона «Об охране окружающей среды», — считает эксперт.

Этого же мнения придерживается руководитель отдела экологического проектирования и консалтинга ГК «СЕРКОНС» Анастасия Иванникова. «К началу 2019 года российские предприятия не готовы к выполнению федерального закона. Установка заявленных систем требует в одном случае полной остановки производства, в другом случае — серьезных затрат. Установка специальных систем, измеряющих уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, — это очень трудоемкий и сложный процесс. Просто взять и остановить полностью производственный процесс не каждое производство в состоянии. Помешать предприятиям уложиться в указанные сроки может в первую очередь непроработанность законодательной базы, так как требования по установке этих систем не изданы. С 2019 года предприятия обязаны в составе КЭР представить в органы контроля программу по установке этих систем очистки, но требования по установке систем, которые утверждаются Правительством РФ, еще не определены», — говорит Анастасия Иванникова.

Предположения экспертов неофициально подтверждают и сами представители бизнеса. Говоря о том, что проработка законодательного требования продолжается согласно запланированным срокам, они отмечают: до выдачи государством конкретных методик и технологий контроля за выбросами тратить миллионы, если не миллиарды, рублей они не готовы. «Есть план-график выполнения требований по переходу на НДТ и, в частности, на установку систем контроля и учета выбросов в атмосферу. Но нет четкого понимания — какие именно системы должны быть закуплены конкретно для каждого производственного объекта. Опыт, когда один из российских НПЗ потратил миллионы на оборудование, которое теперь не может использовать, уже есть. Мы не готовы идти по этому пути и ждем конкретных пояснений и рекомендаций», — говорит источник на одном из крупных химпредприятий Самарской области.

Результатом отсутствия утвержденного на федеральном уровне механизма внедрения систем контроля за выбросами как первого этапа реализации процесса перехода на НДТ может стать очередная пролонгация сроков внедрения новых экологических требований. Именно на этом в конце прошлого года настаивал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин (см. допблок «Больше не борются»). Он заявлял, что за 2018 год предприятия не смогут осуществить установку систем учета выбросов в отсутствие регламентирующих этот процесс подзаконных актов. Однако, учитывая твердую позицию Владимира Путина, озвученную им в Послании Федеральному собранию, о переносе сроков речи идти уже не будет. Следует ожидать лишь тяжелого и проблемного процесса адаптации по переходу на НДТ, который стартует уже в 2019 году, уверены представители промышленных предприятий. Для последних пролонгация тоже невыгодна, хотя и не смертельна. По словам источников «СО», знакомых с ситуацией, в случае несоответствия предприятия обязаны разработать программу повышения экологической эффективности на 5 лет (7 лет для градообразующих предприятий или тех, в которых работает 5 тысяч рабочих). Но все то время, которое они будут работать без КЭР, предприятия будут вынуждены вносить в бюджет плату за вредное воздействие на окружающую среду в увеличенном размере. Чем больше времени займет этот процесс, тем дороже будет обходиться промышленникам несостоявшийся переход на НДТ: законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено применение повышающих коэффициентов к плате за вредное воздействие на окружающую среду.

 

Ждут НДТ

Поправки в ФЗ «Об охране окружающей среды» погрузят региональный промышленный рынок в новые реалии. В них каждое промышленное предприятие, так или иначе влияющее на окружающую среду, должно соответствовать НДТ – наилучшим доступным технологиям. Термин «НДТ» и его основной принцип — защита атмосферного воздуха от вредных промышленных выбросов — были разработаны Евросоюзом еще в 1984 году и позже включены в содержание директивы по комплексному предупреждению и контролю загрязнений. Принцип НДТ призван решать вопросы применения эффективных технологий в отношении трех компонентов окружающей среды — атмосферного воздуха, водных объектов и почв. Предполагается, что такие технологии будут являться самыми лучшими как с точки зрения соблюдения экологических требований, так и с точки зрения доступности для лиц, заинтересованных в ее применении.

 

Больше не борются

Рьяный борец за отсрочку перехода на новые экологические требования — Российский союз промышленников и предпринимателей — изменил свою позицию. Как сообщили «СО» в пресс-службе РСПП, работы по переходу на НДТ осуществляются в настоящее время в рамках поручений президента. Такое решение принято по итогам Государственного совета «Об экологическом развитии в Российской Федерации в интересах будущих поколений».

В конце прошлого года президент РСПП Александр Шохин пытался затормозить процесс перехода на НДТ, направив письмо помощнику президента РФ Андрею Белоусову. В своем обращении Шохин говорил, что требования по установке некоторыми предприятиями систем учета выбросов вредных веществ в атмосферу могут привести к остановке нескольких тысяч нефтяных скважин в России и потерям доходов федерального бюджета до 400 млрд рублей в год. По мнению Шохина, даже при переносе сроков с 2018-го на 2019 год предприятия не смогут за оставшиеся 12 месяцев осуществить установку систем учета выбросов в отсутствие регламентирующих этот процесс подзаконных актов. «В подобной ситуации не удастся завершить строительство объектов, начатое в 2017 году, а многие инвестиционные проекты остановятся минимум на полгода», — резюмировал глава РСПП. По информации «СО», переписка Шохина с Белоусовым продолжения не получила. Что заставило защитников интереса промышленников изменить свою позицию в начале 2018 года, выяснить не удалось.

 

Кто с 2019 года обязательно должен перейти на НДТ в Самарской области

Куйбышевский НПЗ

Новокуйбышевский НПЗ

Очистные сооружения г. Тольятти

Очистные сооружения г. Самары

Очистные сооружения г. Новокуйбышевска

ПАО «КуйбышевАзот»

АО «Самаранефтегаз»

Источник: приказ Минприроды РФ от 15.04.2016 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

 

Отсутствие разъяснений отодвигает сроки

АНАСТАСИЯ ИВАННИКОВА, руководитель отдела экологического проектирования и консалтинга ГК «СЕРКОНС»

Помешать предприятиям уложиться в указанные сроки может в первую очередь непроработанность законодательной базы. С 2019 года предприятия обязаны в составе КЭР предоставить в органы контроля программу по установке этих систем очистки, но требования по установке систем, которые утверждаются Правительством РФ, еще не определены. Сейчас российские предприятия должны передавать данные с систем оповещения в реестры объектов негативного воздействия, которые ведутся органами исполнительной власти. На федеральном уровне это Росприроднадзор, на региональном уровне — местные министерства и ведомства. Если к 2019 году не будут изданы уточняющие подзаконные акты, перечни, требования, которые будут разъяснять предприятиям, как конкретно производить процесс установки систем и дальнейший сбор показателей, то предприятия однозначно не уложатся в указанные в ФЗ сроки. Изначально было выпущено требование установить эти системы в течение 4 лет, но чем больше наше государство будет тянуть с разъяснениями, тем дальше будет отодвигаться срок реальной реализации программы.

 

ДЕНИС МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ

Работа по переходу на НДТ станет реальным вкладом в выполнение задачи повышения производительности труда в обработке на 30% к 2025 году. Но добиться этого можно лишь параллельно двигаясь по стратегическому вектору цифровой трансформации промышленности.

Источник: из выступления на отчетно-выборном съезде РСПП 9 февраля 2018 года

 

ЕЛЕНА КОСОВА, начальник управления информации ПАО «КуйбышевАзот»

Согласно требованиям Федерального закона «Об охране окружающей среды», основные источники выбросов с 2019 года должны быть оборудованы системами автоматического контроля и учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (АСКВ). Несмотря на то, что нормативная база по внедрению систем автоматического контроля пока не принята, «КуйбышевАзот» уже ведет работу в этом направлении. С 2014 года на дымовой трубе цеха аммиака установлен анализатор непрерывного измерения аммиака в выбросе. Системой автоматического измерения решено оснастить производство азотной кислоты. На первом этапе будет установлена газоаналитическая система, затем все агрегаты цеха планируются оборудовать онлайн-системой автоматических измерений. Вопрос по оснащению АСКВ осложняется тем, что не приняты нормативные документы по измеряемым веществам и оборудованию для этих целей. То есть не определено, что и чем надо измерять. Есть понимание только по самым основным веществам, в направлении которых и ведется упреждающая разработка проектов и установка АСКВ, чтобы своевременно их реализовать. Однако есть риск, что в итоговых нормативах, которые должны разработать и принять федеральные Минприроды, Минэкономразвития и Росприроднадзор, будут другие данные. Поэтому в настоящее время невозможно спланировать прочие работы по АСКВ и затраты на них.

 

ЛЕОНИД ХАЗАНОВ, промышленный эксперт

Уровень выбросов и их состав у каждого производства сугубо индивидуален, одно дело — большой нефтеперерабатывающий или металлургический завод, другое — мелкий завод металлоконструкций. Соответственно, контроль за выбросами в атмосферу на них сугубо различен: в первом случае, действительно, надо ставить серьезный комплекс по анализу воздуха, во втором можно обойтись портативным газоанализатором. Но говорить, что все они поголовно готовы к новшествам, я бы не стал. Дело в том, что существует большой спектр систем эмиссии поллютантов, и, соответственно, понадобится на подзаконном уровне определить, какие из них на предприятиях каких отраслей промышленности должны быть установлены. А это займет время. Кроме того, монтаж и ввод в эксплуатацию систем контроля выбросов вредных веществ потребует от предприятий адекватных расходов, которые не все из них могут понести при нынешней непростой ситуации в отечественной экономике. Поэтому я не уверен, что к началу следующего года они сумеют уложиться и соответствовать новым требованиям Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Источник: газета «Самарское обозрение»

  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (Пока оценок нет)
Загрузка...

Возможно, Вас это заинтересует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *