Региональный оператор считает, что не допускал тех вопиющих нарушений, в которых его уличило Министерство энергетики.
Опубликованные на днях материалы проверки регионального оператора «ЭкоСтройРесурс» сотрудниками МинЖКХ наделали немало шума. Региональный оператор обвинялся в многочисленных и вопиющих нарушениях. Информацию об этом документе разнеслась по соцсетям и СМИ с подачи депутата губернской думы Михаила Матвеева, который не раз жестко критиковал регионального оператора и мусорную реформу в целом.
Напомним, что реформа обращения с отходами стартовала в начале этого года. Основной деталью реформы стала передача всех функций по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору, который получил и все платежи населения за вывоз мусора. Регоператор должен заключать договора и оплачивать труд подрядчиков – перевозчиков отходов и полигонов, контролировать перемещение отходов. По замыслу инициаторов реформы такая схема исключает образование несанкционированных свалок. С началом реформы увеличилась и плата за вывоз отходов.
Однако материалы акта ставили под сомнение результаты мусорной реформы в Самарской области. Путаница при начислении платы за вывоз отходов, медленное рассмотрение жалоб, очереди в центрах обслуживания населения стали предметом обсуждения в соцсетях. Проверка также выявила, что регоператор неаккуратно рассчитывался с подрядчиками. На 1 июля 2019 года задолженность ООО «ЭкоСтройРесурс» по оплате услуг операторам по обращению с ТКО составляла 1,3 млрд. рублей. Эта сумма более, чем в два раза превышала допустимый постановление правительства РФ уровень в 1/12 валовой выручки (596,3 млн. руб.).
4,4% транспортных средств, задействованных в перевозках мусора, не были оборудованы ГЛОНАСС. А у многих мусоровозов с системой спутниковой навигации, отсутствовали отчеты о перевозках за определенные периоды времени. В отчетах, которые все же были получены, обнаружена путаница и расхождения с другими данными о перемещении мусора.
Но самым вопиющим нарушением были данные об использовании несанкционированных или не имеющих договора с регоператором свалок в системе захоронения отходов. «В муниципальных районах Большечерниговский, Клявлинский, Приволжский, Челно-Вершинский, Шигонский, Хворостянский субподрядные организации по транспортированию ТКО используют места несанкционированных свалок для перегрузки по методу «из кузова в кузов» отходов для дальнейшей транспортировки на действующие полигоны, – говорится в акте проверки. – В период проведения повторных осмотров установлено, что в муниципальном районе Хворостянский выявленная несанкционированная площадка временного складирования отходов огорожена забором из сетки рабица».
Впрочем, директор ООО «ЭкоСтройРесурс» Михаил Захаров, с которым связалась «ЭкоВолга63» выразил несогласие и даже возмущение по поводу обвинений в его адрес со стороны МинЖКХ.
– Как вы прокомментируете опубликованный на днях акт проверки вашей организации МинЖКХ?
– Проверка деятельности регоператора министерством энергетики и ЖКХ Самарской области показала прежде всего высокий уровень организации работы в сфере ТКО. Но также в акте указаны замечания к нашей работе. Что касается замечаний, я не согласен практически ни с одним пунктом этого документа. Сейчас мы готовим в возражение по каждому пункту, которые будет в надлежащем порядке направлено в МинЖКХ.
Что меня особенно задело в этом документе, так это фраза: «Отсутствует система работы с обращениями граждан и юридических лиц». Этот вывод сделан на основании четырех обращений потребителей, по которым нарушен срок ответа. При этом к нам за 11 месяцев 2019 года поступило более 33 тысяч обращений, требующих ответа, а всего в 37 центров обслуживания населения обратилось 450 тысяч человек. И среди них нашли четыре обращения, по которым срок ответа был за пределами 20-ти рабочих дней и сделали вывод об отсутствии системной работы.
Вызвал удивление и пункт о задолженности перед подрядными организациями. Да, у нас есть задолженность перед подрядчиками, но следует различать просроченную и текущую задолженность. Допустим, если некий подрядчик оказал нам услугу в сентябре, то оплата ему, согласно договора, производится до конца ноября. И до этого момента задолженность перед подрядчиком считается текущей. А вот если мы ему не заплатим до предусмотренной договором даты, то задолженность станет просроченной. Поэтому в данном случае выводы сделаны поверхностно.
– В акте говорится о задолженности больше 1/12 необходимой валовой выручки…
– Да, говорится о нарушении пункта постановления правительства №1156 и возникновению вследствие этого просроченной задолженности перед подрядными организациями. Но у нас просроченной задолженности свыше 1/12 валовой выручки не было и нет. Вся наша задолженность перед поставщиками и подрядчиками – текущая.
– В акте говорится, что подрядчики использовали несанкционированные свалки для перегрузки отходов. В частности, приводится пример с «несанкционированной площадкой временного складирования отходов» в Хворостянском районе. Кроме того, говорится о полигонах в Пестравском и Исаклинском районах, которые не имеют ни тарифа, ни договора с регоператором…
– Это не соответствует действительности. Полигон в Пестравском районе имеет номер в реестре и лицензию. По этому полигону в августе по жалобе депутата Матвеева была проведена проверка прокуратуры, и никаких нарушений не выявлено. Есть местный перевозчик, который туда свозил отходы и перегружал ТКО из кузова в кузов нашему подрядчику. И в дальнейшем эти отходы направлялись на полигон. При этом мы полностью соблюдали территориальную схему обращения с отходами. Я не знаю, почему это попало в акт, наверное, техническая ошибка.
Что касается Хворостянского и Исаклинского районов, то ТКО из данных населенных пунктов транспортировалось на полигоны в соответствии с территориальной схемой. Более того, в этих районах регоператором проводилась большая работа по ликвидации несанкционированных свалок. Например летом 2019 года значительный объем твердых коммунальных отходов был вывезен со свалки в 4 км от села Хворостянка (отрезок трассы «Хворостянка — Чувичи»), а уже осенью началась ликвидация свалки близ с.п. Абашево. И это реальная работа, которую можно увидеть своими глазами. Жители Самарской области близ этих поселений прекрасно это видят и знают.
– Часть автомашин, задействованных в перевозке ТКО не была оборудована системой ГЛОНАСС. Означает ли это, что они могли вывозить отходы на несанкционированные свалки?
– Мы заключили договора на транспортирование отходов с 8-ю подрядными организациями. Автомобили всех подрядчиков были оснащены ГЛОНАСС. Но есть еще и субподрядчики, которым и принадлежали машины с выявленными нарушениями. В целом из 727 транспортных средств, задействованных в транспортировке ТКО, 32 не были оснащены аппаратурой спутниковой навигации. Подчеркну, что это не мусоровозы, а бортовые машины для транспортирования крупногабаритных отходов. Сразу могу сказать, что сегодня это нарушение полностью устранено, мы оснастили их ГЛОНАСС за свой счет.
В какой-то период, мы эти автомобили проконтролировать не могли, но экономическая целесообразность вывоза мусора на несанкционированные свалки у подрядчиков отсутствует. Если подрядчик не довез ТКО до полигона, и не взвесил там отходы, мы ему просто не заплатим. То есть вывоз отходов на несанкционированные свалки полностью исключается.