Условия концессионного соглашения подтверждают: власти и бизнесмены, затеявшие проект, не ожидают достаточного траффика через новый мост.
Информацией об этом поделилось с читателями «Самарское обозрение». По данным газеты, в случае если сборы с автомобилистов, пожелавших проехать через мост, будут недостаточными, то владельцам моста заплатит бюджет. Такие условия, утверждает «СО» заложены в концессионном соглашении, заключенном между правительством области и компанией “Обход Тольятти” год назад.
«Срок концессионного соглашения – 20 лет, из которых первые 4 года отводятся непосредственно на строительство (ввести мост в эксплуатацию рассчитывают в третьем квартале 2023 года). Общий объем инвестиций в проект оценили в 121 млрд рублей, из них 67 млрд составляет капитальный грант, формируемый за счет субсидий из федерального бюджета, а оставшиеся 54 млрд – деньги частных партнеров. Чтобы возместить вложения инвесторов, дорогу решили сделать платной, дав концессионеру возможность собирать деньги с проезжающих по ней автомобилей.
Но как стало известно «СО», плата за проезд может стать не единственной статьей дохода концессионера в период эксплуатации дороги. Как гласят документы соглашения (их электронные копии имеются в распоряжении редакции), в первые 12 лет ему также будет предоставляться плата концедента, в роли которого в соглашении выступает региональное правительство. По логике соглашения, эти деньги должны будут покрывать разницу между плановыми и реальными доходами концессионера от сбора платы за проезд по дороге. Причем если на этапе строительства формально проходившие через областной бюджет средства по факту являлись федеральными, то плату концедента составят именно собственные деньги региона.
Выплаты концессионеру будут осуществляться ежеквартально, с IV квартала 2023-го по I квартал 2036 года включительно. В приложениях к соглашению расписана схема, по которой предстоит платить. В начале каждого квартала регион должен будет переводить на расчетный счет концессионера 35% от максимальной платы концедента. К концу отчетного периода концессионеру надлежит предоставить отчет по доходам, и если реальные сборы с пользователей дороги окажутся меньше плановых – правительство области компенсирует эту разницу в пределах максимального размера платы концедента.
Предварительные расчеты доходности дороги и максимальной платы концедента уже представлены в соглашении. Согласно им, наибольшие расходы регион понесет в первые годы эксплуатации дороги, когда плата концедента может достигать 3,5 млрд рублей. При этом максимальный размер ежеквартальных выплат поначалу не будет существенно отличаться от плановых доходов – расхождения сумм в первые пять лет не превышают 15%.»
Все это косвенно подтверждает те опасения, которые были изложены в статье двухлетней давности. Мост, в который вкладываются десятки миллиардов рублей бюджетных денег совсем не так необходим для транспортной сети страны, не будет востребован, а заработать, собирая плату за проезд через него, невозможно. По сути, он нужен только части тольяттинцев, для которых сокращается автомобильный маршрут в западном направлении (Шигоны, Сызрань и далее в Москву) и жителям Шигонского района, которые получат возможность ездить на работу в более богатый Тольятти. Проезд через плотину загружен только в определенные часы уик-енда, да и то в дачный сезон. А при условии свободного проезда по существующему пути ни один дальнобой платить за проезд по климовскому мосту не будет, потому что он не сокращает существующий маршрут ни на один километр.
Утверждения о том, что этот мост будет иметь некое экономическое значения для области – смехотворны. Никаких новых прибылей для бюджета он не даст, разве что доходы от кафе и шашлычек на обочинах трассы. А доводы о том, что новый переход впишется в маршрут «Россия-Китай» и как-то сократит путь из Москвы в восточные регионы – и вовсе похоже на анекдот.
Деньги, уже потраченные, и те, что еще будут потрачены, конечно, жаль. Только подумайте, сколько можно было бы построить на эти средства детсадов и школ, оборудовать больниц. Вложиться в ту же экологию, на которую постоянно не хватает денег: реконструировать очистные сооружения в Тольятти, например, и построить новые – для ливневого стока.
И, как я уже писал, погублена природа: 40-50 гектаров Ягодинского бора и отрезанный трассой участок в 100-150 гектаров, который наверняка погибнет. Неизвестен вред для природы Шигонского района, в частности, для памятника природы Гурьев овраг, от которого мост и трасса проходят буквально в нескольких метрах.
Но есть одна хорошая новость: теперь понятно, что перекрывать плотину Жигулевской ГЭС ради обеспечения прибылей владельцев моста власти не будут. Впрочем, и это можно утверждать, только с той или иной степенью вероятности.
P.S.
В ролике ниже рассказывается, кто именно владеет «климовским» мостом и почему он будет убыточным.
Расчетные показатели ежегодной плановой выручки от пользования новой трассой, максимального и минимального размера платы концедента
Период | Плановый размер выручки, млн руб. | Минимальный размер платы концедента, млн руб. | Максимальный размер платы концедента, млн руб. |
2023 | 4 106,8 | 455 | 1 299,9 |
2024 | 14 507,3 | 4 646 | 13 274,3 |
2025 | 13 684,5 | 4 257 | 12 163 |
2026 | 13 705,6 | 4 127 | 11 791,5 |
2027 | 14 197,2 | 4 384,9 | 12 528,3 |
2028 | 13 370,7 | 4 076,1 | 11 645,9 |
2029 | 12 538,2 | 3 759,7 | 10 741,9 |
2030 | 3 407,6 | 1 014,5 | 2 898,5 |
2031 | 2 940,3 | 303,7 | 867,7 |
2032 | 2 845,1 | 238,9 | 682,7 |
2033 | 4 793,6 | 427,6 | 1 221,7 |
2034 | 9 305 | 2 834,6 | 8 098,8 |
2035 | 2 619,1 | 136,1 | 388,7 |
2036 | 2 484,2 | 1,4 | 4 |
2037 | 2 416,9 | – | – |
2038 | 2 353,2 | – | – |
2039 | 1 776,4 | – | – |
ИТОГО | 121 051,7 | 30 662,5 | 87 606,9 |