В Тольяттинском государственном университете собран концепт электрокара на солнечных батареях. Как говорится в пресс-релизе, распространенном пресс-службой вуза, деньги на сборку концепта были получены от сдачи макулатуры и металлолома, а также от конкурсных грантов. Работали над созданием машины, как штатные сотрудники вуза, так и студенты. Стоимость данного транспортного средства обошлась в 180 тысяч рублей.
По словам и.о. завкафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» ТГУ Александра Бобровского, конструкция машины будет дорабатываться. Он не скрывает, что конечной целью этого проекта является вывод электрокара на рынок. По его словам, небольшие электрокары потребуются для обслуживания «парков будущего». Именно так, говорит Бобровский, выглядят сейчас парковые зоны в Западной Европе, где весь обслуживающий персонал и даже полицейские передвигаются на подобного рода экологическом транспорте. В перспективе, считает он, также будут обслуживаться и парки в России.
В перспективе разработчики из ТГУ планируют сделать свой электрокар беспилотным. Такие модификации могут, по мнению Бобровского, найти свое применение как транспортное средство на территории крупных предприятий.
Однако, по мнению Бобровского, муниципалитеты, которые могли бы стать потенциальными потребителями таких транспортных средств не готовы к тому, чтобы стать потребителями этой машины. Он считает, что рынок малых электрокаров в России может возникнуть лишь через пять лет. К этому моменту ТГУ и планирует подготовить серийный выпуск своих электрокаров.
«Мы сделали концепт, чтобы найти под этот проект инвестора, – рассказывает Бобровский. – Теперь нужно будет сделать другую подвеску, рулевую рейку и поставить дифференциал, это совсем другие средства. Что касается объема инвестиций, то точную сумму пока назвать сложно. Нужно считать бизнес-план под конкретную серию. Наши площади позволят нам выпускать не более 20 штук в год. Поэтому на эту серию нам потребуется 0,8-1,5 млн. рублей в оборудование и оснастку. Зависит от сложности заказанной комплектации. Если больше выпускать, то нужны другие площади и другие инвестиции».
Рынок электрокаров в России действительно небольшой, но очень перспективный. В Дмитрове в 2015 году компания «Конкордия» создала производство двух и четырехместных электрокаров. По словам начальника отдала продаж ООО «Конкордия» Кирилла Кириллова, в год сейчас в России продается примерно 500-700 таких машин. Большую часть этого небольшого рынка занимают импортные электрокары, в основном, корейских и китайских производителей. «Конкордия» продает 200-250 электрокаров в год, но, по словам Кириллова, продажи растут ежегодно.
Конструкторы из ТГУ заявляют, что их машина обошлась им всего 180 тыс. рублей, но Кириллов сомневается, что тольяттинцам удастся удержать себестоимость серийного образца на том же уровне. Сейчас импортные аналоги стоят в три раза дороже, по той же цене – от 630 тысяч рублей продает свои двухместные гольфкары и «Конкордия», хотя и с большим количеством опций. По мнению Кириллова, в конечном итоге, проектировщикам из ТГУ придется закупать большую часть комплектующих за рубежом, так как многие детали для такого рода машин, например, аккумуляторные батареи в России просто не производятся. Усомнился Кириллов и в возможности тольяттинского электрокара передвигаться исключительно за счет солнечной энергии. «У нас есть аналогичная модель, но солнечная батарея здесь устанавливается как опция, – пояснил он, – и батарея не может обеспечить ту мощность, которая нужна машине. Приходится дополнять ее аккумулятором.”
Стоит отметить, что если проектировщики из тольяттинского университета действительно хотят выходить на рынок таких компактных электромобилей, то им вероятно придется поработать и над дизайном. Сравните тольяттинский концепт с изделием той же “Конкордии” и многое станет понятным.