10 октября состоялось вскрытие конвертов с названиями участников конкурса на право стать региональным оператором по обращению с отходами. В пятницу 12 октября итоги конкурса должны быть подведены. Через новую структуру пойдет поток средств, которые платит население за вывоз мусора в Самарской области. Что изменится в системе сбора мусора, и как это скажется на жителях региона? Попробуем ответить на несколько наивных вопросов по этой теме.
- Зачем нужен региональный оператор по обращению с отходами?
Предполагается, что регоператоры наведут порядок в сфере обращения с отходами: исключат перебои с вывозом мусора, наведут порядок со свалками в том числе избавят от несанкционированных залежей различных отходов, будут продвигать передовые технологии в обращении с отходами, увеличат долю отходов, которые идут во вторичный оборот. Их функции описаны во множестве публикаций весьма подробно, здесь или здесь, например.
- Что изменится для собственника жилья?
После выбора регионального оператора будет утвержден тариф на вывоз и захоронение бытовых отходов, и в коммунальных расчетках появится отдельная строка оплаты за эту услугу. Сейчас эти расходы включены в состав платы за содержание жилья.
- Вырастет ли квартплата после определения регоператора?
Скорее всего, да. Во-первых, монополизация рынка, как правило приводит к повышению цен. Во-вторых, если регоператор действительно займется внедрением новых технологий и инвестициями в проекты по мусоропереработке, то его капиталовложения со стопроцентной вероятностью будут включены в коммунальный тариф. Все мы хотим новых экологически безопасных технологий, но нужно понимать, что за эти технологии нужно будет кому-то платить. И деньги на строительство мусороперерабатывающих заводов регоператор не сможет делать из воздуха, он их возьмет у населения, ведь других источников дохода у него просто нет.
- Что мы получим взамен?
Все зависит от того, кого выберут региональным оператором. Если это будет структура ГК «Ростех», то вероятно, в Самарской области будет построен мусоросжигательный завод по типу тех, что госкорпорация хочет построить в Подмосковье и Татарстане. Есть даже догадки и слухи о том, что такой завод будет построен в Тольятти на площадях остановленного ныне Завода по переработке бытовых отходов (ЗПБО), половина которого принадлежит как раз структуре «Ростеха».
Если же функции регоператора будут возложены на группу «Эковоз», то можно не сомневаться, что она доведет до логического конца свои проекты в Ставропольском и Красноярском районах. Что это за проекты? «Эковоз» называет их комплексами по обращению с отходами, но на поверку они могут оказаться обычными свалками. Возможно, с придатками в виде мусоросортировок, цехов по утилизации отдельных видов пластика или дробилок для деревьев.
Нужно ли нам ждать передовых европейских технологий в этих проектов? Скорее всего, нет.
- Почему у нас нельзя построить современный мусороперерабатывающий комплекс европейского уровня?
Построить можно и нужно, но в обозримом будущем это весьма маловероятно. В соцсетях часто можно прочитать о западных чудо-проектах в сфере экологии. Например, о шведских мусоросжигательных заводах, которые не только решили проблему бытовых отходов для этой скандинавской страны, но и решают такие проблемы для соседних стран. Ведь Швеция импортирует мусор из Норвегии, Финляндии и Великобритании. Своего сырья шведам не хватает, а от мусоросжигательных заводов, построенных по системе «waste-to-energy», зависит энергоснабжение страны.
Но есть два небольших нюанса. Первый – это стоимость таких предприятий. Вот например, официальный сайт одной из компаний, которая строит заводы по системе «waste-to-energy» (отходы в энергию). Согласно формуле, которая предлагается на этом сайте, можно рассчитать, что стоимость строительства такого предприятия для Самарской области может составить около 300 млн. долларов или 20 млрд. рублей. Для сравнения: на решение проблем тольяттинского «Фосфора» и чапаевского СХВЗ, которые уже пару десятков лет словно гигантские бомбы ржавеют рядом с жилыми кварталами и угрожают рвануть в любой момент, необходимо около 17 млрд. рублей. И областные власти не могут найти эти средства уже два десятилетия. И это не какой-то каприз, а необходимость избавиться от угрозы экологической катастрофы с множеством человеческих жертв в двух городах губернии.
Если распределить 20 млрд. рублей на всех жителей Самарской области, включая пенсионеров и грудных детей, то «на нос» получится примерно 6500 рублей. Или 20-25 тысяч рублей с одного домохозяйства. Нет уверенности, что все жители области согласны выложить эту сумму за строительство мусоросжигательного завода. А им придется их выложить, потому что, как уже сказано выше, регоператору неоткуда будет взять средства, кроме как из кармана квартиросъемщиков.
Во-вторых, к шведским технологиям не везде однозначное отношение. Так, например, жители Флоренции не захотели иметь у себя под боком чудо-мусоросжигательный завод. Мусоросжигание решает проблему свалок, но создает проблему загрязнения атмосферы. Предприниматели и европейские чиновники, продвигающие систему «waste-to-energy», уверяют, что новейшие технологии позволяют избегать выбросов вредных веществ в воздух, но на примере флорентийцев мы видим, что пока не все им верят. Впрочем, и жители Подмосковья не в восторге от планов «Ростеха» по строительству мусоросжигательных заводов.
- Чего же ждать от регоператора, кроме роста тарифов?
Возможно, в ближайшем будущем власти руками регоператоров начнут вводить в российских городах систему раздельного сбора мусора. Это кстати, непременное условие для внедрения современных европейских технологий утилизации отходов. Например, компостирование ТКО, которое освоили в Тольятти еще в 90-е годы, оказалось полностью неэффективным. Из-за отсутствия раздельной системы сбора отходов в компосте оказалось большое количество стекла и токсинов. Как удобрение он себя не оправдал, и его пришлось везти на свалку. Вся идея в результате оказалась дискредитированной и лишенной всякого смысла.
Как будет внедряться раздельный сбор мусора, большой вопрос. Есть идея попросту заварить мусоропроводы в многоквартирных домах, и подобный волюнтаризм восторга у народа не вызовет.
Но и после реализации планов по раздельному сбору мусора, что вероятно случится очень нескоро, вопрос строительства современных европейских рециклинговых предприятий упрется в деньги. А их, как сказано выше, потребуется немало.
Кроме того, не исключено, что региональный оператор вместо решения насущных экологических проблем и наведения реального порядка в сфере обращения с отходами на деле займется переделом рынка. А такой соблазн у людей, который будут возглавлять компанию-регоператора непременно возникнет. Ведь с 1 января следующего года у этих людей окажутся все инструменты для давления на весь бизнес, который работает в сфере транспортировки и захоронения отходов.