Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что завершение строительства обхода Тольятти «пока нереализуемо». Напомню, что упомянутый зампредом областного правительства проект – это прежде всего мост через Волгу в районе села Климовка, и около ста километров дороги, а частности и вокруг Тольятти.
Проект должен разгрузить участок трассы М-5 Сызрань-Тольятти, особенно тот, что проходит через плотину Жигулевской ГЭС. Однако целесообразность этого строительства вызвала серьезные вопросы. Дорога по плотине перегружена далеко не всегда, а альтернативный участок шоссе не сокращает маршрут. Между тем, стоимость проекта оценивалась на начальном этапе в 120 млрд рублей, более половины из которых – бюджетные средства – остальное частные инвестиции.
Проект уже нанес существенный вред экологии: было вырублено несколько десятков гектаров леса, а в перспективе есть угроза разрушения памятника природы «Гурьев овраг» и загрязнения Волги в районе тольяттинского водозабора. Тем не менее, этот «Обход Тольятти» включили сделали даже частью глобального проекта Европа-Западный Китай, призванного проложить транзитный путь для товарных потоков от восточной «всемирной фабрики» к западным рынкам.
В начале апреля губернатор Дмитрий Азаров и все тот же Хуснуллин обсуждали этот проект и тогда пресс-служба губернатора распространила сообщение о том, что стоимость этого обхода существенно выросла из-за удорожания стройматериалов. Глава области сообщил, что проблему удалось решить за счет переноса федеральных субсидий 2023 года, предусмотренных на этот проект, в бюджет нынешнего. Но что будет когда эти средства закончатся, вопрос открытый.
Я всегда говорил, что этот проект – есть бесполезная трата бюджетных средств, сопряженных с ущербом окружающей среде. Трасса, которую предполагается сделать платной, не окупит вложенных в нее средств, не говоря уже об компенсации экологического вреда. Но, похоже, проверить мою гипотезу не удастся, потому что проект закончится задолго до окончания строительства. В ближайшие годы в связи с санкциями и другими проблемами, бюджетные расходы будут резать, а целесообразность пути из Европы в Китай через Россию в свете последних событий становится крайне сомнительной. Так что не исключено, что проект будет заморожен на неопределенный срок и станет памятником бессмысленной гигантомании последнего времени. Будут торчать из воды бетонные быки не состоявшегося моста, а недостроенная дорога в конце концов зарастет бурьяном. Хорошо бы хоть вырубленный лес высадить.