Остались две последние недели этой так обильной на снегопады зимы, но метели и не думают прекращаться. В четверг синоптики вновь обещают обильный снегопад, который может продлиться несколько дней. Это еще более усугубит ситуацию с уборкой снега в городах области, а на обочинах и так уже лежат двухметровые сугробы, пешеходы и автомобили продираются через грязную ледяную кашу. Какие уроки можно извлечь из снежной зимы и как можно бороться с дорожным беспределом пешеходам и автолюбителям?
Почему снег не убирают?
Его убирают, но стараются минимизировать работу техники, обильно посыпая улицы песко-соляной смесью в Тольятти и реагентом «Бионорд» в Самаре. Снег тает, а технике достается лишь то, что не смогли растопить соль и реагент. Этот факт признали, в частности, в Тольятти, объясняя недостаточным финансированием. В Самаре глава города Елена Лапушкина, столкнувшись с валом жалоб от горожан, просила дорожные службы снизить применение реагента.
Вот немного цифр: в Тольятти в год тратится 345 млн. рублей, в то время, как по мнению горадминистрации для этих целей требуется чуть менее 2 млрд. рублей.
Стоит отметить, что договоры с подрядчиками в Тольятти заключили в позапрошлом году, и цены на ГСМ и ремонт техники с тех пор выросли.
Впрочем, есть основания полагать, что чиновники несколько преувеличивают масштаб проблемы. Расценки муниципальных подрядчиков действительно меньше, чем стоимость услуг компаний, работающих на рынке содержания территорий. Здесь берут около 8 рублей за уборку от снега квадратного метра площади. Цена уборки квадратного метра тольяттинских дорог для компании «Экосфера» лишь 3,4- 4,3 рубля. Тротуары “Экосфера” убирает по цене – около 6 рублей за метр. “Автодоринжиниринг” чистит каждый метр магистральных улиц также за 6 рублей. При этом нужно помнить, что подрядчики часто вообще не убирают подведомственную территорию, что стало причиной для санкций прокуратуры.
Какой вред наносит такая уборка улиц?
Обильное применение реагентов и соли на дорогах не только заполняет улицы некрасивой коричневой жижей, которая оставляет на обуви белый налет, это оказывает существенное негативное влияние на окружающую среду. Самарский эколог Сергей Симак так характеризовал проблему: «Большинство компонентов, входящих в состав реагентов, цитотоксичны при высоких концентрациях, а соли (нитрат и хлорид калия) угнетают или убивают почвенную экосистему. Так как ни в одном городе Самарской области нет ливневых очистных сооружений, все эти реагенты в конечном итоге оказываются в природных водоемах, вызывая их эвтрофикацию (в первую очередь мочевина, входящая в состав реагентов), следствием чего становится цветение воды и заморы рыбы. А попавшие в водоёмы соли отравляют уже водные экосистемы. Разумеется, в городе страдают и наземные животные – птицы и млекопитающие – их ноги разъедают соли, да ещё и попадают в желудочно-кишечный тракт».
Соль и реагенты, если они рассыпаны на дорожном покрытии в превышающей нормы концентрации, могут нанести ущерб и автомобилю. Например, они могут вывести из строя тормозную систему при попадании на тормозной механизм дискового типа, и это при определенных обстоятельствах даже чревато дорожным происшествием.
Другой проблемой являются наледи на проезжей части и сугробы на обочинах. Этой зимой власти в лице прокурора Тольятти признали, что плохая уборка снега в городе является причиной роста аварийности на дорогах. Так по данным главы надзорной инстанции, более трети всех ДТП в городе происходят из-за плохой уборки дорог от снега.
Что делать?
С жалобой на состояние дорог и тротуаров можно пожаловаться в ту же прокуратуру. В прошлом году вышел жесткий ГОСТ, который дорожники, конечно же не соблюдают.
— Рыхлый или талый снег с проезжей части должен быть убран в течение 3–12 часов (в зависимости от категории дороги). Отчет идет с момента окончания снегопада.
— Зимняя скользкость должна быть устранена с проезжей части в течение 4–12 часов (в зависимости от категории дороги).
— Рыхлый или талый снег слоем от 3 см должен быть убран с тротуаров и пешеходных дорожек в течение суток. Срок отчитывается с момента окончания уборки проезжей части или устранения зимней скользкости.
— Зимняя скользкость на тротуарах и пешеходных дорожках должна быть устранена за 12–24 часов (в зависимости от интенсивности движения пешеходов).
— Рыхлый или талый снег слоем от 2 см должен быть убран с посадочных остановок в течение шести часов.
— Запрещено формирование снежных валов (для временного хранения снега) на тротуарах; на разделительной полосе шириной менее 5 м; ближе 10 м от пешеходного перехода.
Что касается машин, то здесь все несколько сложнее. Доказать, что причиной дорожного происшествия или неисправности автомашины стала именно соль или реагент, которым дорожники в чрезмерном количестве посыпали дорогу, сложно, но возможно, считает эксперт-техник Константин Мельников. Для этого необходимо сделать экспертизу, обратившись к специалисту, имеющему необходимый аттестат.
«Если причиной ДТП стали дорожные условия, то надо вызывать сотрудников полиции, для установления не самого факта ДТП, а его причин. И нужно, чтобы работники ГИБДД составили акт о несоответствии проезжей части», – рассказал эксперт-техник Константин Мельников.