Что получилось и не получилось у уходящего в отставку мэра Тольятти, и чего ждать от смены власти в городе.
Самая главная новость прошлой недели для Тольятти – отставка главы города Сергея Анташева. В тольяттинском сегменте соцсетей стоит по этому поводу некоторое ликование. Но мне оно кажется неуместным. Всем бы нам хотелось, чтобы глава города был ответственным, честным, эффективным и компетентным. Сергей Анташев всем требованиям отвечал, конечно, не в полной мере.
Он то ли имел некие обязательства, то ли испытывал тайные симпатии к коммунальному монстру ПАО «Т Плюс» и постоянно пытался пропихнуть в Тольятти их интересы. Если бы это получилось, то несомненно нашло отражение в наших платежках ЖКХ. К сожалению Анташева, и к нашему счастью, в самом начале его работы изменился состав городской думы, оппозиция получила большинство, и многие инициативы мэра, направленные на повышение благосостояния владельцев «Т Плюс», были остановлены.
Вторая претензия, которую можно предъявить теперь уже бывшему мэру – качество благоустройства. Спасибо, конечно, что оно вообще проводилось: строились скверы, прокладывались пешеходные дорожки, но уровень пофигизма подрядчиков, основанный, скорее всего, на тотальном воровстве, бросался в глаза даже неискушенным людям.
Противоречивым вышел итог работы в лесном хозяйстве. С одной стороны, наконец, образовано лесничество. Но после этого состоялась отставка первого его руководителя при довольно сомнительных обстоятельствах, сигналы о незаконных вырубках продолжают поступать, лесовосстановление оставляет желать лучшего, выделены несколько лесных участков для строительства различных объектов.
Но несмотря на все эти недостатки и претензии, Анташев все же был лучшим главой города, как минимум, за последние лет пятнадцать. При его предшественниках мы видели только деградацию, а с приходом Анташева главные городские проблемы, пусть не так быстро, как нам бы хотелось, и с большим скрипом, но начали решаться. Рассмотрим по пунктам.
Самая, пожалуй, главная экологическая беда последних лет – периодически распространяющаяся в городе химическая вонь. Проблема эта очень запутанная, и простых решений у нее просто нет. В городе – сотни источников химических выбросов, и определить, кто именно и в какой степени отравляет воздух, не легко. При Анташеве закуплена мобильная лаборатория, способная определять более широкий спектр загрязнителей в атмосфере, проведено исследование в местах, где люди жаловались на резкий химический запах. Определены вещества, которые могут быть агентами этого запаха. Скептических отзывов по этой теме очень много, но я считаю, что эта работа – большой шаг на пути решения проблемы. Опираясь на собранные данные, можно определить источники выбросов, вызывающие запахи, а потом, скорее всего, придется работать на более высоких властных уровнях, чтобы ограничить выбросы веществ, вызывающих запах. Будет ли продолжена эта работа при преемнике Анташева – пока вопрос без ответа.
Второй важной победой Анташева можно считать подвижки на пути реконструкции набережной Автозаводского района, которая находится сейчас в аварийном состоянии. В первые годы своей деятельности администрация Анташева провалила эту работу, но потом ошибки все-таки были исправлены, земельные проблемы решены и федеральные средства на проект будущей набережной, наконец, выделены. Теперь нам остается надеяться, что эта работа будет продолжена. Хотелось бы, чтобы она проводилась с несколько большей энергией.
Третьим пунктом, который можно поставить в заслугу бывшему главе города можно считать шаги в направлении решения проблемы городского кладбища. Оно у нас сейчас превращено во что-то среднее между свалкой и пустырем из-за того, что прежние главы городов просто отдали похоронный бизнес под контроль преступных группировок. При Анташеве, с большим боем, выкуплен участок под новое кладбище, и у новой администрации есть все возможности, чтобы окончательно закрыть эту проблему.
В-четвертых, сдвинулась с мертвой точки одна из главных экологических проблем города – «химической бомбы замедленного действия» – территории бывшего завода «Фосфор». Проведен тендер и началась работа по технико-экономическому обоснованию для проекта рекультивации. Конечно, этого мало, но в предыдущие годы для ликвидации этого источника постоянной опасности для города почти вообще ничего не делалось.
Лично для меня большим светлым пятном в период анташевского управления городом стало начало работы по прокладке в городе велодорожек. Первый блин – дорожка в Автозаводском районе вышел комом, но потом проложена не идеальная, но в целом приемлемая по качеству велодорожка в Центральном районе, начато строительство велодорожки в Комсомольске, выделена земля под продолжение лыжероллерной трассы через лес от «Радуги» до «лыжной базы».
Есть мнение, что сдвиги к лучшему произошли не благодаря Анташеву, и на самом деле все они – заслуга губернатора Азарова, а тольяттинский глава был лишь исполнителем, притом не лучшим. Но, думаю, вряд ли всех результатов можно было достичь прямым управлением губернатора.
Кто придет на место Анташева? Я не специалист по прогнозам, тем более в местной политической жизни. Но мне кажется, что вряд ли новый глава будет из числа местных «раскрученных» политиков, которые сейчас называются в числе кандидатур. Почти все они так или иначе связаны с местными финансовыми группами, и вряд ли губернатор захочет новым назначением как-то повлиять на сложившийся баланс сил в городе. Скорее всего, новый мэр будет не тольяттинцем и, возможно, уроженцем Самары, никак не связанным со здешними «денежными мешками». Знания городских проблем у такого управленца, скорее всего, не будет, и, как минимум, первое время нас ждет, как минимум, застой. Буду рад, если мой прогноз не сбудется.
Павел Каледин