Михаил Захаров: «Мы сегодня видим, откуда мусор поехал, и куда он доехал»

Михаил Захаров: «Мы сегодня видим, откуда мусор поехал, и куда он доехал»

Реформа обращения с отходами вызвала, пожалуй, самое большое количество претензий за последние годы. Жители ощутили, как увеличилась плата за обращение с ТКО, но пока не увидели результатов, поэтому мусорная тема на сегодня одна из самых обсуждаемых не только в Самарской области, но в стране. Почему увеличилась плата за вывоз отходов, и что жители региона получили от регионального оператора по обращению с ТКО взамен? Каким будет плата за обращение с ТКО в следующем году, и будет ли регоператор выставлять пени и штрафы неплательщикам? Когда будет введен раздельный сбор мусора и что при этом делать с мусоропроводами и куда ставить контейнеры? На эти и другие вопросы «ЭкоВолге63» ответил генеральный директор регионального оператора ООО «Экостройресурс» Михаил Захаров.

 

Тариф в крупнейших городах региона увеличился в несколько раз. Но в то же время выясняется, что затраты на уборку несанкционированных свалок вы не несете, затраты на строительство мусоросортировок вы не несете, на приведение в цивилизованный вид полигонов вы тоже не несете затрат. Что все-таки получили взамен жители области от мусорной реформы и какова во всем этом роль регоператора?

Давайте по пунктам. Первое: основная задача, которая стояла перед регоператором – внедрение новой системы обращения с отходами и ее прозрачность. Сделать так, чтобы мы понимали, как перемещаются и захораниваются твердые коммунальные отходы, ведь раньше никто это не контролировал. Сегодня в тариф регионального оператора включена оплата и перевозчику, и объекту размещения или сортировке. И эта оплата рождается не по прихоти регионального оператора. Каждый полигон предоставляет свою инвестиционную программу, на основании которой департамент ценового тарифного регулирования (правительства Самарской области) устанавливает тариф. Для регионального оператора платить объекту размещения отходов, согласно этому тарифу, не право, а обязанность. То есть государство не утратило своей регулятивной функции.

Чего мы добились? Мы сегодня видим, откуда мусор поехал, и куда он доехал. Тольятти и Ставропольский район у нас был всегда лидером по количеству несанкционированных свалок. И так сложилось неспроста. Причина в том, что в Тольятти отсутствуют объекты размещения: они либо переполнены, либо близки к заполнению, поэтому большая часть твердых коммунальных отходов перемещается в Самару. Как раз для этого и существует территориальная схема, за правильностью потоков которой должен следить региональный оператор. Должно быть равномерное захоронение по всем объектам размещения по территории области.

Теперь к вопросу о том, какие инвестиционные составляющие заложены в тариф. Сегодня в том тарифе, который установлен, есть, например, реконструкция сортировки «ЭкоРесурсПоволжье», которую эксплуатирует «Эковоз», и мы сегодня платим повышенный тариф для того, чтобы эта сортировочная станция была реконструирована и доведена до определенных параметров. Тариф по сравнению с первым полугодием для «ЭкоРесурсПоволжья» вырос на 60 процентов, и это как раз та оплата, которая идет на реконструкцию этого объекта. Что касается перечня работ, которые должны быть выполнены на эти средства, то мы не располагаем такой информацией. Мне спускается как данность, что в первом полугодии тариф за одну тонну (сортировки отходов на станции «ЭкоРесурсПоволжье») 1046 рублей в первом полугодии (2019 года), а во втором полугодии – 1590 рублей. И я никак не могу повлиять на это.

Помимо этого, у нас в тарифе заложены средства на реконструкцию полигона в Новокуйбышевске. И еще — налог за воздействие на окружающую среду, которую сейчас платят все полигоны.

Если говорить, почему раньше тариф был такой… У нас и появлялись несанкционированные свалки, потому что перевозчика никто не контролировал. На легальных полигонах надо платить, и для условного газелиста получится гораздо проще и дешевле доехать до соседнего оврага и вывалить мусор там. Со строительными и промышленными отходами, кои не являются зоной ответственности регионального оператора, сейчас так и происходит.

 

Прокомментируйте историю с отменой тарифа на обращение с отходами. Вы оспариваете решение суда в вышестоящей инстанции. С чем конкретно вы не согласны?

Всех всегда призываю читать официальные документы. И вас призываю, почитать решение суда. Для расчета тарифа была применена расценка для движения грузового автомобиля из сборника для сметного расчета. Истцы говорят, что это неправильно, и нужно применять расценку для движения мусоровоза. Суд решил, что экономически нецелесообразно применение расценок для грузового автотранспорта для исчисления стоимости обращения с твердыми коммунальными отходами. Он не сказал почему, не сказал, дорого это или дешево. Он просто сказал, что это нецелесообразно. И мы оспариваем подход суда, который решил, что такую методику применять нецелесообразно, но не указал по каким основаниям.

Но применяя для расчета расценку для автомобиля с твердыми коммунальными отходами, мы получим еще больший тариф. И истцы это понимали. И когда мы с ними беседовали в ходе суда, они с этим соглашались, есть даже видеозапись этой беседы. Они говорили: «Да, тариф может измениться в конечном счете, и он может быть даже больше». То есть они оспаривали методологию. Никаких «дорого», «дешево» в их требованиях не было.

Но Михаил Матвеев опровергал слова главы Минэнерго Маркова о том, что иск и решение суда оспаривают методику расчета тарифа. Он писал о том, что предметом спора был именно сам тариф…

Матвеев в ходе суда говорил следующее, цитирую дословно: «Мы как заявители настаиваем на пересмотре в сторону уменьшения, но мы просто говорим: «Пересмотр», но может, он увеличится». Есть видеозапись этой его речи, и она даже выложена на его странице в соцсети.

Истцы утверждают, что затраты на перевозку мусора, заложенные в тарифе, были завышены в 6 раз, как вы это объясните?

Эта цифра разошлась по всем средствам массовой информации, но на самом деле это лишь мнение истцов. В решении суда такой информации нет. Если вы мне не верите, перечитайте решение суда.

Сейчас известно, каким будет новый тариф? Выше или ниже прежнего?

Сегодня региональный оператор зашел на тарификацию в департамент ценового тарифного регулирования, и пока мы не знаем, каким он будет.

Каково ваше мнение?

Не готов сказать. Прежний тариф утверждался в ноябре 2018 года, и с этого момента топливо выросло на 22%. То есть, как минимум индексация на топливо должна быть. Это наша позиция, как регионального оператора.

Как вы оцениваете норматив накопления ТКО: вы действительно считаете, что средняя семья в Самарской области выбрасывает по два-три ведра мусора в день?

Я таких подсчетов не делал, но что касается норматива накопления, то он был утвержден задолго до получения нашей компанией статуса регионального оператора. Поэтому оценить, насколько норматив соответствует реальности, я не готов. Сейчас проводятся новые замеры: уже прошли осенние и летние, впереди зимние и весенние. Проводит замеры департамент ценового и тарифного регулирования, им выбран подрядчик для этих работ, и мы никакого отношения к этим замерам не имеем. У нас есть вопросы к нормативам, установленным для юридических лиц. Существует 38 видов юридических лиц, и для каждого установлен свой норматив накопления. Вот там очень много нюансов, потому что методология установления этих нормативов спорная. И для того, чтобы узнать, сколько конкретное юридическое лицо накапливает твёрдых коммунальных отходов, нужно чтобы была обособленная контейнерная площадка.

Есть данные, что плотность отходов, заложенная в норматив, завышена в два раза. Считается, что она 150 кг, на деле – 80-90 кг. Как прокомментируете?

В текущем году полигоны приняли на 36% отходов больше, чем в прошлом. И отмечу важный момент: весы на полигонах появились только с приходом регионального оператора. До этого отходы, поступившие на полигон, замеряли в кубометрах, вы сами можете представить, как это происходило: приехал «камаз», и в нем толи восемь, толи двенадцать, толи одиннадцать кубов. Масса в отличие от объема определяется более точно. Но в период, когда мусор измеряли в кубометрах, его переводили в килограммы и тонны с помощью переводного коэффициента.

Откуда взялся переводной коэффициент? Когда утверждалась территориальная схема, ее разработчики сделали запрос крупным перевозчикам Самарской области, а также полигонам и сортировкам по поводу плотности мусора. И на основании ответов на эти запросы и был сформирован переводной коэффициент 0,15, то есть в одном кубометре 150 кг отходов.

По нашему мнению, зимой плотность мусора опускается примерно до 0,1, то есть 100 кг в одном кубометре, а в августе, например, куб был гораздо тяжелее, что связано с сезонным мусором – ботвой и другими отходами сельскохозяйственного производства. Вес куба отходов доходил до 200 кг. Если мы посчитаем среднюю плотность по году, то мы выйдем на коэффициент примерно на 0,11. По итогам этого года мы сформируем свое предложение по внесению изменений в терсхему о реальной плотности мусора. На сегодняшний день у нас нет юридических оснований пересмотреть этот коэффициент, так как должен быть полностью закрыт период.

 

Почему вы не хотите идти на встречу жителям сельских районов и частных секторов в городах и внедрять поведерный сбор мусора?

Это не право регионального оператора выбирать, как именно собирать твердые коммунальные отходы. Наша обязанность действовать в соответствии с территориальной схемой. То есть если правилами благоустройства конкретного муниципального образования предусмотрен поведерный вывоз, и это внесено в терсхему, мы обязаны следовать такому порядку. Но сегодня Ставропольский район и Тольятти внесены в территориальную схему с методом сбора путем центрального накопления, то есть на контейнерные площадки. Если конкретное поселение хочет, чтобы был поведерный вывоз, то оно должно внести изменения в правила благоустройства и в терсхему.

Такая проблема была в Шигонах и Камышле, и там вопрос решился: поселения перешли на поведерный вывоз мусора. А в двух селах Ставропольского района – Тимофеевке и Ягодном население разделилось пятьдесят на пятьдесят. Половина хочет контейнерные площадки, а другая половина – поведерный вывоз мусора. Доводы тех, кто хочет контейнерные площадки: «Я на работе и, когда приезжает машина, мне неудобно выбрасывать мусор». Доводы тех, кто хочет поведерный вывоз мусора: «Мы не хотим видеть здесь контейнерные площадки, мы хотим, чтобы у нас в определенное время машина приезжала, и мы выбрасывали мусор».

Но контейнерные площадки сейчас стоят в селах в нарушение СанПин и других правил…

Этот вопрос должен решаться на уровне местного самоуправления. Региональный оператор не может просто взять и с завтрашнего дня возить мусор тем или иным образом. Он должен соблюдать территориальную схему обращения с отходами.

Ваш зам на слушаниях в думе Тольятти заявила, что эксперимент по раздельному сбору мусора в Новокуйбышевске не удался. Во-первых, в чем он заключался, и чего удалось там достичь? А во-вторых, почему не удался?

Мы решили провести эксперимент по раздельному сбору мусора на локальном уровне в Новокуйбышевске. Там мэрия отобрала восемьдесят контейнерных площадок. Провели разъяснение для населения, пометили контейнеры наклейками и сейчас перевозчик приступил к раздельному вывозу.

Почему эксперимент идет пока неудачно? Слишком мало времени прошло, пара недель – это не срок для такого эксперимента, он идет фактически лишь с начала октября.

Нужно изменить в принципе подход к сбору отходов. Человек, когда несет выбрасывать мусорный пакет, должен его выбросить туда, куда надо. И не каждый житель готов начать сортировать мусор у себя дома.

Как и когда будет внедряться, по вашей оценке, раздельный сбор мусора, и что будет при этом с мусоропроводами?

Прерогатива принятия решения о раздельном сборе мусора лежит на органах местной исполнительной власти. Регоператор может только высказывать мнение. И если вы хотите знать мое мнение, то нужен дуальный сбор: два контейнера — для сухих и для смешанных отходов. Под смешанными отходами мы понимаем загрязненные отходы. Сухие – это стекло, картон, бумага и пластик, которые можно будет легко отсортировать на мусоросортировочной станции, и мы, убирая загрязненные фракции, повышаем глубину сортировки.

Почему не пять фракций, а лишь две? У нас не готова инфраструктура и органы местного самоуправления. Инфраструктура, контейнерные площадки, лежат в зоне ответственности муниципалитетов, а они пока не потянут организацию такой инфраструктуры – не хватит финансов. Кроме того, за каждой отдельной фракцией отходов нужно будет посылать отдельную машину, и стоимость услуги соответственно вырастет. Можно поставить пять отдельных контейнеров, но тариф будет запредельным.

Мы вынуждены будем рано или поздно переходить к раздельному сбору мусора. Что делать при этом с мусоропроводами в Тольятти, для меня вопрос открытый, но вы же знаете, что в Самаре большинство мусоропроводных камер закрыли еще в 2014—2015 годах. Более важен вопрос: где размещать места накопления твердых коммунальных отходов в местах с плотной застройкой в Тольятти. Этот вопрос нужно обсуждать со всеми участниками этого рынка, с органами местного самоуправления садиться и думать. Какого-то простого решения этой проблемы нет.

 

Недавно вы приняли на работу бывшего менеджера группы «Эковоз» Антона Синичкина, означает ли это, что вы решили использовать компетенции вашего главного конкурента по конкурсу на роль регоператора?

Антона Синичкина мы на работу не принимали. Мы открыты для специалистов из других организаций, и у нас работают люди, в том числе и из «Эковоза», однако эта группа компаний продолжает свою активную деятельность, и знающие люди ей самой нужны. Другое дело, что есть кадры, которые ушли из абонентских отделов перевозчиков. Вот они перешли работать к нам.

Группа компаний «Эковоз» была нашим агентом по заключению договоров с юридическими лицами в Тольятти и Жигулевске 9 месяцев 2019 года, но мы посчитали опыт такого сотрудничества неудачным, и открыли свое представительство в этих городах.

У «Эковоза» есть свой опыт и свои компетенции, которые можно использовать. Какого-то сращивания «Эковоза» и «Экостройресурса» не планируется? 

Нет, не планируется

 

Как будет решаться вопрос с неплатежами и неплательщиками?

Сегодня у нас собираемость 68%. Часть жителей, возможно, получает квитанции с неправильными данными, часть планирует оплатить долг потом, и регоператор говорил, что первое время он не будет применять штрафные санкции. Но, думаю, что с нового года мы начнем применять пени и штрафы, а по злостным неплательщикам мы уже активно пошли за выдачей судебных приказов. В каждом конкретном случае принимается индивидуальное решение. Если вы обратили внимание, с прошлого месяца люди получили квитанции со штампиком «срочно оплатите долг». И людей, которые получили квитанции с таким штампиком, скоро пригласят в суд, потому что они с большим долгами первые на очереди.

Это касается физлиц. По юрлицам собираемость гораздо выше в силу договорных отношений с регопратором.

 

Вы разместили на своем сайте калькулятор для подсчета платы в метрах и в жильцах. Это сделано специально для того, чтобы жители области увидели, что при переходе на подушевую оплату они реально проиграют? Сейчас понятно, как будут платить жители за отходы – в метрах или в людях?

Мы считаем, что среднее домохозяйство в Самарской области – три человека. Таковы статистические данные. И если в вашей семье обеспеченность жилплощадью больше, чем 27 квадратных метров на человека, то вам выгодно платить по зарегистрированным жильцам. А если обеспеченность меньше этой цифры, то вам выгоднее платить по квадратным метрам. Дальше нам нужно обратиться к статистике из Росреестра, сколько у нас квартир площадью менее 70 квадратных метров. И ответ на вопрос, кому как выгоднее платить, будет очевиден.

И нужно понимать, что собираемость в городах у нас сегодня гораздо выше, чем в муниципальных районах. В городах мы собираем по квадратному метру.

 

 

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (Пока оценок нет)
Загрузка...

Возможно, Вас это заинтересует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *