Неубранный мусор, заваленные помоями контейнерные площадки, контейнеры с отходами, простаивающие у подъездов иногда по нескольку дней – с таким безобразием столкнулись многие жители области. Виной всему новая система обращения с ТКО (твердые коммунальные отходы), введенная в регионе с этого года. Почему буксует реформа обращения с отходами, которая на первый взгляд казалась логичной и полезной? Как исправить ситуацию?
Теперь весь мусор вывозятся и захоранивается в соответствии с утвержденной территориальной схемой, соблюдение которой контролирует региональный оператор – ООО «ЭкоСтройРесурс». Он же получает и распределяет среди подрядчиков плату за услуги по вывозу ТКО.
Самарская область – не единственный регион, перешедший на новую схему обращения с ТКО. Подобный порядок введен в большинстве субъектов страны. Зачем это сделано? Таким образом власти хотят справиться с проблемой несанкционированных свалок, которые стали настоящей бедой не только для нашего региона. За захоронение отходов на полигоне надо платить, а многие этого делать не хотели. По замыслу законодателей, придумавших мусорную реформу, в новой системе с фактически налогом на захоронение мусора смысл везти отходы в лес или в поле вместо оборудованного полигона пропадает: за цивилизованный способ обращения с ТКО уже заплачено.
Но разрушение привычной системы вывоза мусора обернулось новыми проблемами. И не во всех этих проблемах можно винить регионального оператора, который определился лишь прошлой осенью. «ЭкоВолга63» уже рассказывала, как нечестная конкурентная борьба на рынке «мусорных» услуг оборачивалась проблемами для потребителей. Территориальную схему для Самарской области рисовали в каком-то московском институте, и в местных реалиях многие ее положения кажутся, мягко говоря, нелогичными. Так отходы с Автозаводского и Центрального районов Тольятти и Ставропольского района должна вывозить компания «СпецАвтоТранс», входящая в группу «Эковоз». Но, согласно терсхеме, везти собранный в городе мусор она должна на сортировочную станцию ООО «ЭкоРециклингГрупп» и полигон «Тимофеевский» (ООО «Эколайн»). Однако «СпецАвтоТранс», судя по всему, игнорирует территориальную схему и везет отходы на сортировочную станцию «ЭкоРесурсПоволжье», также входящую в ГК «Эковоз». Каждая тонна мусора, которую сортирует эта станция, учитывается, а информация направляется региональному оператору, который производит оплату исходя из поступившей информации. Так что «украденный» у конкурентов мусор легко конвертируется в рубли. Так в январе объем отходов, который получили «ЭкоРециклинГрупп» и «Эколайн» были в пять раз меньше планового. В феврале «СпецАвтоТранс» отвез конкурентам лишь 1000 тонн ТКО вместо плановых 8000 тонн. Эта история продолжается в марте.
Как это отражается на простом потребителе? Непосредственным образом. Сортировка «ЭкоРесурсПоволжье» просто не рассчитана на такой объем мусора, и на въезде поток мусоровозов выстраивается в длинную очередь. В итоге контейнеры с отходами у подъездов жилых домов стоят, дожидаясь тех мусоровозов, которые простаивают в очереди у мусоросортировки. Благо, сейчас зима, и нет вони от этих бачков, но что будет летом? Сказывается и нагрузка на персонал мусоровозов, который не может выполнять работу с прежним уровнем качества. Мусорщики «теряют» отходы во дворах, на это также были жалобы в соцсетях.
– За нарушение территориальной схемы региональный оператор должен расторгнуть договор с перевозчиком, но он почему-то этого не делает, – комментирует директор ООО «Эколайн» Андрей Лазуткин. – И ни на одно наше обращение по этому поводу ответа мы не дождались.
Самая очевидная версия такого поведения «ЭкоСтройРесурса» в том, что он боится изменений. Отказ от услуг такого крупного игрока, как ГК «Эковоз» чреват последствиями. Со временем его бы заменили, но дело это хлопотное и рискованное. Хотя, возможно, играет роль также и административный ресурс в лице «фронтмена» группы «Эковоз» депутата губернской думы Дениса Волкова. С другой стороны, оставлять, как есть, тоже нельзя, и очевидно, что проблема должна решаться на уровне областного Минэнерго.
Несколько иная ситуация в Самаре. Здесь в некоторых случаях подряд отдали компаниям, которые в силу недостаточного технического оснащения и квалификации не успевают убирать заполненные мусором контейнеры иногда по нескольку дней. Но об этом мы постараемся подробнее рассказать в следующих материалах.