2 сентября холдинг «Сибур» распространил заявление о том, что достиг соглашения с «Татнефтью» о продаже тольяттинского завода по выпуску синтетических каучуков. Стороны заключили протокол о намерениях, и осуществить эти намерения обещают до нового года. Почему произошла сделка, и как это поможет решить проблему извечной химической вони в Тольятти?
Причины сделки на поверхности. У «Татнефти» есть завод по производству шин в Нижнекамске. Там же расположен основной поставщик этого завода – «Нижнекамскнефтехим» – крупнейший в России производитель каучука. Этим заводом владеет группа ТАИФ, которая постоянно задирает цены на сырье, что приводит иногда даже к сокращению производства на шинном заводе «Татнефти». Скандалы, судебные иски, обращения в антимонопольные органы никак не помогли урегулировать вопрос.
Оптимальным вариантом для нефтяников была бы покупка поставщика резины, но договориться с шаймиевским ТАИФом у миннихановской «Татнефти», видимо, не получилось. Так и возник тольяттинский вариант. Ведь другие заводы по производству синтетического каучука от Нижнекамска еще дальше. А логистика в этом вопросе важна: «Татнефть» рассчитывает еще и сырье свое использовать в получившейся технологической цепочке.
У «Сибура» тоже свои очевидные резоны. Тольяттинский завод группе самарца Михельсона не нужен, что химики, в общем, не особенно и скрывали. Тольяттинская площадка группы стагнировала. «За 10 лет с 2007 года объем производства уменьшился на 30%, а за 30 лет выработка снизилась почти в 2 раза», – признавали в «Сибуре» год назад в ответе на соответствующий запрос «ЭкоВолги». Но связывали падение производства с «отказом от устаревших технологий, изменением рынка синтетического каучука, развитием отрасли». Площадь производства сократилась почти на четверть. Изменение численности персонала за последние годы «Сибур» не раскрыл, но по неофициальным данным, количество работающих на химзаводе уменьшилось в два раза за последние десять лет. При этом никаких кардинально новых мощностей «Сибур» за все свое 18-летнее владение тольяттинским заводом здесь так и не построил. Планировалось организовать производство галобутилкаучука – перспективного на мировом рынке продукта, но группа Михельсона предпочла построить такой завод в Индии.
«Сибур» утверждает, что за последние пять лет вложил в тольяттинскую площадку 8,7 млрд. рублей, но эта цифра вызывает некоторые сомнения. По нынешнему курсу, это около 130 млн. долларов, а между тем, по оценке газеты «Ведомости», весь тольяттинский химзавод стоит $150-250 млн. Безусловно, что-то делалось: старое производство, поставленное еще в 60-е годы прошлого века, приходилось латать, но кажется совершенно невероятным, что за пять лет на эти заплатки «Сибур» потратил больше половины стоимости самого завода. Вся выручка ООО «Сибур Тольятти» в прошлом году составила 13,6 млрд. рублей, а прибыль за последние пять лет – 3,9 млрд. рублей.
И наконец, главное. Экологическая ситуация в Тольятти и окрестностях далека от идеала, мягко говоря. Строительство моста через Волгу угрожает разрушить памятники природы и уничтожить часть Ягодинского леса. Одну из главных достопримечательностей Жигулей – гору Отважную собираются отдать под строительство горнолыжного комплекса. В Васильевке собираются организовать гигантскую помойку вместо технологичного производства по сортировке и переработке мусора. На этом фоне очень хочется верить в хорошее. И с покупкой «Сибура Тольятти» появится робкая надежда, что одна из главных экологических проблем города – периодическая химическая вонь в Центральном районе, если не исчезнет, то станет существенно меньше. Хотя и не сразу, и не через год, и не через два.
Причина измучившей жителей Тольятти вони неизвестна, а заниматься расследованием причин никто не хочет. И проблему сбоев старого оборудования и периодических аварий заплатками не решить. Химзавод, которому более полувека, непременно будет представлять опасность, как его не латай. Нужны новые технологии, которые как правило разработаны с учетом новейших европейских экологических норм.
«Сибур» эти технологии везти в Тольятти не собирался. Будет ли вкладываться в них «Татнефть»? Если татарстанские нефтяники действительно хотят развивать свое шинное производство, то непременно будет. Им ведь нужно качество, а на шинах из плохого сырья далеко не уедешь. Я не хочу сказать, что тольяттинский каучук плохой: его и сейчас поставляют на экспорт. Но как его потребительские качества будут оцениваться через пять-десять лет?
Через десяток лет шины станут более прочными и долговечными, и материал для их изготовления будет другим, а следовательно, сменятся и поставщики. Что будет ждать тольяттинский каучуковый завод, если по-прежнему ничего с ним не делать, а только латать старое? Возможно, нас ждет еще один «Фосфор». Если «Татнефть» вложится в Тольятти, то эта перспектива станет немного менее вероятной.
Редактор портала “ЭкоВолга63” Павел Каледин